Как выбрать вуз?

Возможно, вам уже случалось слышать шутку про выбор вуза: мол, это как выбирать мужа или жену — всегда можно передумать, но лучше все-таки угадать с первого раза.

Возможно, вам уже случалось слышать шутку про выбор вуза: мол, это как выбирать мужа или жену — всегда можно передумать, но лучше все-таки угадать с первого раза.


Действительно, стоит внимательно подойти к этому выбору. Иначе в лучшем случае вы обнаружите, что вуз вас не устраивает, а в худшем — что полученный диплом не стоит бумаги, на которой напечатан.

Основные моменты, на которые стоит обратить внимание.

  1. Есть ли лицензия и аккредитация?
  2. Известен ли вуз, насколько престижен, давно ли существует, давно ли предлагает интересующую вас специальность?
  3. Какие специальности есть, каков спектр образовательных услуг, какие в нем работают преподаватели?
  4. Насколько открыта и доступна информация о вузе?
  5. Какие созданы условия для студентов?
  6. В каком состоянии здание и территория, учебные помещения, общежитие?
  7. Как организована внеучебная работа? Интересна ли студенческая жизнь?
  8. Как обстоит дело с трудоустройством студентов и выпускников?
  9. Ценится ли диплом вуза за границей? Есть ли у вуза зарубежные партнеры?

Лицензия и аккредитация

Главное, что должен проверить абитуриент, — лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. Эти документы выдаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором). Лицензия подтверждает право на преподавание, аккредитация — на выдачу государственного диплома и отсрочку от армии для юношей.

Помните — вуз обязан разместить эти документы на сайте. Если на странице учебного заведения нет сведений о лицензии и аккредитации — или другой критично важной информации, — это очень тревожный знак. Возможно, вуз потерял право преподавать.

Лицензия выдается после того, как экспертная комиссия оценивает ресурсы вуза — позволяют ли они в принципе заниматься подготовкой квалифицированных специалистов? Комиссия оценивает:

  • оснащение учебного процесса;

  • оборудование аудиторий;

  • укомплектованность профессорско-педагогического штата;

  • соблюдение санитарных и гигиенических норм и т. д.

То есть лицензия говорит только о том, что у вуза вместительные аудитории, достаточно преподавателей, лампы светят ярко, а едой в столовой сложно отравиться.

Раньше лицензия выдавалась на пять лет, сейчас она бессрочная (но ее могут отозвать).

Аккредитация подтверждает право выдавать дипломы государственного образца. Если аккредитации нет — то вы получите диплом «установленного образца», который не годится ни для поступления в магистратуру или аспирантуру, ни вообще как документ о высшем образовании. Только повесить в рамочке на стену.

Важный момент: только вузы, имеющие государственную аккредитацию, могут предоставлять студентам отсрочку от армии.

В приложении к свидетельству об аккредитации указывают:

  • список аккредитованных программ;

  • вид учебного заведения (университет, академия или институт);

  • ступени образования в вузе;

  • названия филиалов;

  • степени (квалификации), которые будут присваиваться выпускникам.

Обратите внимание: аккредитация дается на определенные образовательные программы. Если вуз открывает новую программу, то ее аккредитуют при первом выпуске по этой программе. Не спешите подавать документы на новую привлекательную специальность — вначале проверьте, аккредитована ли она.

Срок действия государственной аккредитации — пять лет.

Лишиться лицензии и аккредитации можно из-за плохого качества образования, недостатка преподавателей, отсутствия документов на здания и землю, санитарно-эпидемиологических и других нарушений. В этом году Рособрнадзор отозвал лицензии и аккредитации (и таким образом запретил прием студентов) у 51 вуза. Их список можно посмотреть здесь <http://www.ucheba.ru/article/1214/>.

Проверить лицензию <http://lic.obrnadzor.gov.ru/> и аккредитацию <http://accred.obrnadzor.gov.ru/> вуза можно на сайте Рособрнадзора. А вот здесь можно посмотреть карту аккредитованных вузов: http://kartavuzov.ru/application.

Открытость и доступность информации

Обязательно изучите официальную страницу учебного заведения: если сайт приличен, удобен для пользователя, если на нем есть вся важная информация — скорее всего, вуз так же серьезно подходит и к другим вопросам.

Если сайт сделан «на коленке», плохо структурирован, информации мало и ее трудно найти — возможно, в учебном заведении сквозь пальцы смотрят и на другие организационные и учебные недочеты. Если сайт давно не обновлялся — возможно, вся информация уже неактуальна (к примеру, заявлено наличие военной кафедры — а ее нет).

В соответствии с письмом Рособрнадзора от 12 апреля 2012 года № 08-22 вузы должны вносить информацию о ходе и результатах приемной кампании в ФИС ЕГЭ и приема («Федеральную информационную систему ЕГЭ и приема граждан в образовательные учреждения»).

Учебные заведения обязаны публиковать следующие сведения:

  • установленные контрольные цифры приема;

  • объемы и структура приема на обучение за счет средств федерального бюджета;

  • квоты по целевому приему;

  • количество мест для обучения на договорной основе;

  • правила приема;

  • информация об организации образовательного процесса;

  • заявления о приеме и предоставленные документы;

  • результаты вступительных испытаний;

  • предоставленные льготы;

  • информация о зачислении успешно прошедших вступительные испытания абитуриентов и об отказах от зачисления.

<Письмо Рособрнадзора от 12 апреля 2012 года № 08-22 «О регистрации и порядке работы с ФИС ЕГЭ и приема в 2012 году» http://36edu.ru/delo/science/Documents/Forms/DispForm.aspx?ID=15>

Список вузов-нарушителей, не предоставивших информацию в ФИС ЕГЭ: <http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/Ne_podkluchilis_k_FIS_EGE_i_priema_organizatsii_vysshego_obraz....

Дни открытых дверей

Постарайтесь сходить на день открытых дверей: увидеть все своими глазами, послушать преподавателей, задать вопросы, изучить рекламные буклеты и методические брошюры.

Обычно учебные заведения проводят дни открытых дверей дважды в год — осенью и весной. На осенних старшеклассники могут загодя определиться с выбором вуза. А весной стоит пойти для того, чтобы уточнить факультет и специальность и узнать, как на них поступить.

Как правило, день открытых дверей начинается утром и продолжается весь день. Обычно расписание выглядит так:

  • общий сбор;

  • вводная часть;

  • слово ректора;

  • выступления деканов;

  • вопросы аудитории.

Затем все расходятся по факультетам — там вам расскажут подробнее о конкретных специальностях, направлениях и специализациях.

Узнать даты дней открытых дверей можно здесь http://www.edu.ru/abitur/act.37/index.php.

Неофициальная информация

Как правило, студенты и выпускники охотно создают сайты и группы в социальных сетях — и для общения, и для обсуждения учебных вопросов, особенностей и проблем своего вуза.

Несколько примеров:

Найдите неофициальные сайты и группы в социальных сетях, объединяющие студентов и выпускников вуза, который вас интересует. Почитайте, что они пишут о свой учебе: насколько качественное образование, как организован учебный процесс, какие отношения складываются с преподавателями, куда устраиваются работать выпускники.

Так вы узнаете про особенности и недостатки, о которых смолчат в приемной комиссии. Если есть возможность — поговорите со старшекурсниками и выпускниками лично.

Государственные и негосударственные вузы

В государственных вузах успевающие студенты могут учиться бесплатно — для этого выделяются средства из муниципального бюджета. Впрочем, в коммерческих вузах тоже бывают бюджетные места.

По нашему образовательному стандарту и государственные, и негосударственные вузы должны иметь лицензию и раз в пять лет проходить аккредитацию. Иногда негосударственные вузы, не получив очередную аккредитацию, закрываются.

С юридической точки зрения, если коммерческий и государственный университеты прошли государственную аккредитацию, то они равноправны и равнозначны. Но традиционно государственные вузы считаются более авторитетными, образование в них — более качественным. Обратная сторона медали — государственные вузы зачастую более консервативны, негосударственные — стараются шагать в ногу со временем. Эти стереотипы далеко не всегда соответствуют истине. Но стоит помнить, что работодатели довольно часто их разделяют.

Как правило, коммерческие вузы готовят специалистов в узких областях, предлагая студентам самые востребованные профессии (финансы, право, управление, реклама, дизайн и т. д.). К примеру, в области права специализируются Международный юридический институт, Санкт-Петербургская юридическая академия и многие другие негосударственные вузы. Балтийская академия туризма и предпринимательства предлагает 15 специальностей, все — из числа «модных» (менеджмент, экономика, реклама, PR, туризм).

Зарубежные партнеры вуза

Международное партнерство позволяет вузу:

  • посылать студентов на практику (стажировку) на иностранные предприятия;

  • привлекать к работе в вузе зарубежных преподавателей и стажеров;

  • разрабатывать программы совместных образовательных курсов;

  • сотрудничать с европейскими вузами и компаниями в области науки, техники, образования;

  • сотрудничать с научными сообществами, культурно-просветительскими организациями, посольствами других стран при организации международных образовательных, научных и культурных форумов;

  • готовить преподавателей, аспирантов и студентов к участию в учебных, научных и культурных конкурсах на соискание грантов.

Студентам же это дает возможность:

  • получить двойной или совместный диплом — «родного» вуза и европейского университета-партнера;

  • стажироваться за границей;

  • принимать участие в конкурсах на соискание стипендий и грантов;

  • заниматься исследованиями с зарубежными коллегами, готовить совместные публикации;

  • получить дополнительные преимущества при трудоустройстве — в том числе и за пределами родной страны.

Кроме того, не стоит забывать о возможности «подтянуть язык»: лингвистические стажировки за рубежом, преподаватели — носители языка, работа и общение со сверстниками и коллегами из других стран.

Это особенно важно для «языковых» специализаций, таких как филология, страноведение, международные отношения. Но и программисту или химику отнюдь не повредит.

Совместные образовательные программы

Довольно распространенная практика — совместные учебные программы с зарубежными партнерами вуза. Обучение при этом частично или полностью ведется на иностранном языке и предполагает заграничные стажировки. Участники таких программ могут получить два диплома, один из которых — диплом престижного иностранного вуза.

Например, в СПбГЭУ (бывшем Финэке) три бакалаврских и шесть магистерских совместных образовательных программ:

  • бакалаврская программа по экономике и управлению с Университетом Гренобля (Франция);

  • бакалаврская программа по политическим наукам и международным отношениям с институтом Сьянс По (Гренобль, Франция);

  • бакалаврская программа по экономике с заочным Университетом города Хаген (Германия);

  • магистерская программа «Финансовый менеджмент, учет и управление рисками» в рамках программы двойного диплома Master of International Business Corporate finance, Control and Risks с Университетом Париж Дофин (Франция);

  • магистерская программа «Экономика предприятия, качество и инновации» в рамках программы двойного диплома European Master Economy of Enterprise, Quality and Innovations с Университетом Ла Сапиенца (Италия);

  • магистерская программа «Международное бизнес-администрирование» в рамках программы двойного диплома Master of International Business Administration / Technology-oriented Management с Брауншвейгским техническим университетом (Германия);

  • магистерская программа двойного диплома «Международный менеджмент» (специализации «Управление человеческими ресурсами» и «Международный маркетинг») с Университетом города Анже (Франция);

  • магистерская программа двойного диплома Trade policy and logistics с Берлинским университетом прикладных наук ББВ (Германия);

  • магистерская программа по экономике с заочным Университетом города Хаген (Германия).

Такие образовательные программы обычно платны — и недешевы. Но это весьма полезное вложение средств. Диплом европейского вуза повысит шансы на удачное трудоустройство — в том числе за рубежом.

Возврат к списку